Эффект Пигмалиона

Легенда гласит, что однажды греческий скульптор Пигмалион изваял статую девушки неземной красоты. Чем дольше автор любовался своим творением, тем больше достоинств в нем обнаруживал. Пигмалион назвал свою скульптуру Галатеей, а вскоре ему казалось, что на Земле ни одна женщина не обладает такой красотой, как его статуя.

Скульптор попросил Афродиту оживить любимую девушку, и богиня любви исполнила его просьбу. Примчавшись в мастерскую, Пигмалион обнаружил там именно такую женщину, которую он себе придумал: любящую, живую и теплую. Скульптор получил что хотел, его мечте помогли воплотиться в реальность – страстное желание и вера.

Эффект Пигмалиона (или же эффект Розенталя) — это такой психологический феномен, заключается он в том, что во многом характер действий человека определяют ожидания реализации какого-либо пророчества.

Проще говоря, когда человек убежден в чем-то, он действует так, что вскоре это убеждение получает подтверждение. Знаменитый эксперимент, который в 1968 году провели американские психологи Ленора Якобсон и Роберт Розенталь, служит этому убедительным доказательством.

Дети Розенталя

Школу в Сан-Франциско психологи Розенталь и Якобсон посетили в начале учебного года, чтобы определить у учащихся уровень интеллекта. В каждом классе они выбрали несколько учеников, которые были наделены, по их мнению, необыкновенными умственными способностями.

Ученые заверили педагогов, что хотя сейчас у этих детей может не быть никаких особых способностей, однако интеллектуальный потенциал у них обязательно раскроется в ближайшее время. Учителя рассудили, что исследователям виднее, кто станет интеллектуальным светилом, и они стали ждать обещанных результатов от перспективных учеников.

При этом психологи выбрали «от фонаря» учащихся с якобы очень высоким уровнем IQ! Но самое интересное в том, что психологи в конце учебного года снова появились в той же школе, чтобы измерить уровень интеллекта учащихся, и они обнаружили, что названные особо способными дети, показали на самом деле высокий коэффициент IQ!

Вполне убедительно экспериментом было доказано: что захочешь – то и получишь! Школьные учителя действительно поверили в высокий потенциал отобранных учеников, поэтому вольно или невольно они передавали этим ученикам свои ожидания, а те полностью оправдали надежды учителей и достигли потрясающих результатов.

Также это касается и детей неблагополучных семей, от них чаще всего не ждут ничего хорошего. Не удивительно, что в таких случаях худшие ожидания окружающих действительно оправдываются. Но если похвалить такого ребенка и поверить в него, то он нередко буквально на глазах преображается и «расправляет плечи».

И не только лишь о детях идет речь. Когда руководитель связывает позитивные ожидания с некоторыми сотрудниками или врач оптимистично настроен, что пациент обязательно вылечится, то множатся успехи и растет самооценка у тех, в кого поверили!