Как победить детские страхи

Дети в силу отсутствия жизненного опыта не могут адекватно оценивать происходящее вокруг. Граница между вымышленным миром и реальностью в сознании малышей размыта, они еще не знают законов физики, охотно верят в сказки. Поэтому и страхи дошколят зачастую иррациональны, почвой для их развития становится не объективная опасность, а неблагоприятный эмоциональный фон. Помощь психолога требуется, чтобы помочь малышу раскрыться, довериться взрослым. Работа над детскими страхами обычно ведется в игровой форме.  

 

Основные источники детских страхов:

  • Ссоры в семье. Ребенок видит, что родители кричат, спорят на повышенных тонах, но суть конфликтов взрослых понять не может. Это непонимание рождает в душе маленького человека чувство замешательства и тревоги.
  • Нетипичные происшествия. Застрял лифт, набросилась собака, потерял маму в супермаркете – в подобных ситуациях дети чувствуют полную беспомощность. В дальнейшем малыш может отказываться от посещения мест, в которых испытал испуг, начитает бояться одиночества.
  • Отношения с ровесниками. Дети бывают беспричинно и неоправданно жестокими: дразнят друг друга, дают обидные прозвища. Ребенок, ставший объектом шуток, начинает считать себя хуже других, теряет уверенность, становится стеснительным.
  • Влияние книг, фильмов, компьютера. Как уже говорилось, дошколята способны принимать сказочные истории за правду, боятся невозможного: что баба-яга отберет игрушки, а леший уведет в лес.

 

Иногда страхи бываю очень сильными: ребенок может отказываться гулять, посещать определенные места, плохо спит по ночам, постоянно плачет без весомых поводов. Лучшее решение при таких симптомах – консультация у психолога или психотерапевта.

 

С умеренной тревогой можно справиться собственными силами. Не стоит называть детские страхи глупостью или ерундой, подобные слова заставят малыша смутиться, но от волнений не избавят. Родителям стоит больше разговаривать со встревоженным ребенком, обсуждать его переживания, успокаивать, объяснять природу непонятных вещей. Нужно помнить, что дети копируют маму и папу, поэтому задача взрослых – демонстрировать невозмутимость и уверенность. Также стоит взять на вооружение такой простой способ успокоения, как обнимание малыша. Ощущая участие и любовь родителей, дети чувствуют себя «в домике», под надежной защитой, и навязчивые страхи исчезают бесследно.

 

Но как быть с малышами в возрасте до 3-4 лет, которые еще не умеют связно разговаривать? На помощь приходят проективные рисунки – методика оценки личностных качеств и эмоционального состояния по формам, цветам и расположению нарисованных ребенком предметов. Для глубокого анализа детских картин требуются узкоспециальные знания. Но и для родителей, не имеющих образования психолога, такой способ взаимодействия с детьми полезен. Попросите чадо нарисовать свой страх и то, что помогает с ним справляться. Картинки иногда подталкивают к неожиданным решениям. Может выясниться, что малыш думает, будто страшные монстры живут в старой подушке. Достаточно ее спрятать или выбросить, и проблема страхов решится.

 

Трансформация мыслей в изображения – это и метод общения, и терапия, и расслабляющее творчество. Родителям тревожных детей стоит обучиться основам рисуночных методик и регулярно пользоваться ими. Совместные занятия проективным рисованием помогают лучше понимать малышей и сплачивают семью.