Как помочь ребенку справиться с агрессией в коллективе

Зачастую слишком воспитанные или от природы скромные дети в школе или на улице не могут постоять за себя. Они боятся задеть кого-то, не в состоянии отказать однокласснику в его просьбе. Для более агрессивных детей они станут легкой мишенью в садике или школьном учреждении.

Помогаем бороться с агрессором

Во-первых, чадо должно ощущать и быть уверенным, что у него есть поддержка, что за него всегда могут вступиться близкие люди — родители, сестры или братья. Ведь для малыша очень страшно чувствовать слабость и одиночество.

 

В большинстве случаев диалог с отцом или матерью задиры не приводит к желаемому результату – он не прекращает периодически получать порции агрессии. Что нужно делать в такой ситуации? Помогите дочке или сыну четко сформулировать ответ агрессору. Не стоит забывать, что это емкое выражение должно соответствовать возрасту обидчика. Именно эти слова должны внушить обидчику, что за Вашим чадом стоит надежная защита.

 

Слова вроде «мальчики не должны обижать девочек», «нехорошо лазить в чужом ранце», «нельзя отбирать чужую ручку» недействены. Они не работают – это должны четко понимать сами родители. Ваша цель — добиться того, чтобы обидчик понял, что за обижаемого заступятся.

 

Во-вторых, необходимо учить малыша отстаивать свои вещи и границы. Например, когда он не желает делиться в песочнице лопаткой с чужой девочкой, не настаивайте на этом. Пусть учится не давать школьные принадлежности, игрушки, одежду другим, если он этого не хочет. Не называйте его жадиной, не наказывайте – в противном случае он будет бояться быть отвергнутым из-за того, что не захочет делиться чем-то любимым.

Поступаем правильно

С самого раннего детства давайте ребенку понять, что существует его собственное «Я», он может сказать «это моя кукла, мой рюкзак, мои деньги, моя еда». И собственное имущество нужно оборонять, если на него бесцеремонно претендует посторонний. Приучите чадо говорить ключевыми фразами, которые он будет использовать тогда, когда его будут провоцировать совершить нехороший поступок: «я не буду этого делать», «мне не нравится, что ты берешь мои вещи», «я не хочу, чтобы ты делал так». При возникновении острого конфликта не утаивайте его – поговорите с учителем, воспитателем, школьным психологом.

 

В-третьих, учите ребенка наблюдать за людьми. Например, почему с девочкой в классе хотят играть все? Проанализируйте вместе, почему это происходит. Скорее всего, она заинтересовала других детей своим интересным хобби или придумала увлекательную игру. Пусть ваша дочка или сын найдут себе увлекательное занятие, которым могли бы поделиться с другими. Как правило, когда ребенок приносит в школу интересную книгу или игру, другие дети подходят и интересуются – с этого может начаться увлекательное общение и веселая совместная игра.

Четвертое и последнее правило. Помогите вашему чаду поднять собственную самооценку, верить в свое «МОГУ». Это может быть интеллектуальная, физическая, артистическая способность, в которой он будет чувствовать себя уверенно.