Критика: хорошо или плохо

Многие постоянно критикуют других людей, их поступки и мнение. Очень часто критиковать – это не более чем привычка, навязанная с раннего детства взрослыми, которые таким образом пытались воспитывать свое чадо. Также для большинства людей критика является способом поднятия собственной самооценки. Так стоит ли критиковать других людей?

 

Что чувствуют сами люди, когда критикуют других? Вряд ли эти эмоции можно назвать положительными. Любого человека можно наполнить позитивом, сказав ему приятную вещь, однако так же можно наполнить собеседника и негативом, высказав мнение, которое ему не понравится. Даже если то, что было сказано во благо собеседника, но было подано в неправильной форме, обязательно будет восприниматься как что-то негативное. Для лучшего понимания ситуации можно привести пример: Саша составил список недостатков Кати, но она почему-то перестала с ним общаться. Так стоило оно того? Да и вообще, откуда появляется такая уверенность, что мнение о другом человеке является абсолютно правильным?

 

Одна из самых отрицательных сторон критики – это тот факт, что после ее озвучивания негатив испытывают оба собеседника. Первый недоволен тем, что его критикуют и потому воспринимает все сказанное как оскорбление. В это же время критикующий испытывает негатив и раздражение, потому что его идеи не воспринимают и с его мнением не соглашаются. Итог в таких ситуациях один: неминуемая ссора и, возможно, прекращение общения.

 

Однако не вся критика может вызывать негатив у собеседника, главное ее правильно подать и изначально быть уверенным в том, что подаваемая мысль верна. Главное высказывать свое мнение в корректной тактичной форме, только в таком случае критику можно будет назвать конструктивной.

 

3 основных шага для подачи конструктивной критики:

 

1. Ободрить человека комплиментом;
2. Подать информацию о том, как лучше поступить в той или иной ситуации;
3. Представить и сказать, что произойдет, если человек прислушается к выдвинутым предложениям и словам.

 

Все зависит от способа подачи информации. Например, можно сказать супруге, что она постоянно пересаливает еду, что вызовет только негативные эмоции. А можно сказать, что она отлично готовит, но если класть в еду чуть-чуть меньше соли, то блюда будут и вовсе изумительными. Подобная критика не только не обидит человека, но и наоборот, вызовет у него приятные эмоции и поднимет самооценку.

 

Критика – это осуждение и оценка, а конструктивная критика – это поощрение, поднятие самооценки и акцентирование внимания на том, что нужно исправить.