Приемы общения с пассивным агрессором

Постоянные саркастичные замечания, распускание сплетен, эмоциональная холодность, саботаж и вредительство на работе  — все это лики пассивной агрессии. Подобное поведение идет из детства. Некоторые родители излишне строги, запрещают ребенку открыто выражать гнев, страх, досаду, критикуют и наказывают за проявление негативных эмоций. Чадо вырастает, а привычка скрывать чувства сохраняется. Подсознательно боясь оказаться виноватым, человек избегает любых ситуаций, где могли бы проявиться его сильные эмоции.

 

Примеры пассивно-агрессивного поведения:

  • откладывание дел на крайний срок;
  • невыполнение договоренностей, обещаний;
  • отсутствие четкой позиции по важным вопросам;
  • отсутствие интереса к переживаниям супруга, близких людей;
  • противоречивые действия (говорит одно, делает другое);
  • избегание ответственности, списывание ошибок на окружающих;
  • нежелание извиняться, признавать неправоту;
  • стремление любой ценой быстрее прекратить конфликт или спор.

 

Эмоция гнева у пассивного агрессора трансформируется в желание скрыться, избежать зависимости от других. Семье и коллегам такого человека бывает сложно: он уклоняется от обсуждения неприятных вопросов, исчезает в ответственные моменты. Но построение здоровых взаимоотношений возможно. Психолог Сигне Уитсон сформулировал несколько правил общения с пассивным агрессором:

 

1. Научитесь распознавать сигналы. Если у человека возникают признаки пассивно-агрессивного поведения (сарказм, безразличие, избегание), не игнорируйте их. Примите факт, что собеседник чем-то недоволен, находится не в лучшем расположении духа.

 

2. Сохраняйте спокойствие. Не умея выражать собственные эмоции, пассивные агрессоры пытаются вывести из душевного равновесия окружающих. Если заметили провокацию, старайтесь внешне оставаться невозмутимым.

 

3. Укажите на гнев. Скажите: «Я вижу, что ты злишься, потому что…». Подобные замечания помогут пассивному агрессору осознать и принять свои внутренние ощущения.

 

4. Выслушайте возражения. После указания на гнев собеседник может начать оправдываться, говорить, что спокоен. Ваша задача – не спорить. Ответьте: «Хорошо, просто мне так показалось». Далее можно сменить тему разговора или перейти к повседневным делам. Видя, что окружающие реагируют на злость спокойно, пассивный агрессор постепенно перестанет бояться и стесняться своих чувств.