Совесть: что это?

Зигмунд Фрейд называл то, что сейчас принято называть совестью, понятием «супер-Эго». Развитие совести начинается в возрасте около 5 лет, и окончательно формируется тогда, когда человек становится полноценной взрослой личностью. Так что же такое совесть? Для того чтобы дать четкое определение этому понятию, нужно определить границы нормы и обозначить две условные крайности.

 

Существует два типа людей. Первые не придерживаются каких-либо норм и принципов, откровенно лгут даже близким людям, лицемерят и ведут себя откровенно нагло, словно им все дозволено. Вторые же регулярно пересматривают свои поступки и решения, «грызут» себя за неловко брошенные слова и сделанные поступки, которые могли обидеть другого человека.

 

Так какой тип поведения является правильным? Правильным можно считать «золотую середину» между этими двумя типами людей, при этом важно, чтобы поведение и поступки индивидуума не мешали ему жить, не ущемляли его чувство свободы и не угнетали его самооценку и личную значимость.

Откуда берется совесть?

Понятие «совесть» формируется у человека в раннем детстве родителями, а сам процесс, когда у ребенка формируется совесть, называется воспитанием. Большую роль в воспитании играет не то, что говорят родители, а то, что они делают. Папа и мама должны не только словами, но и реакцией и действиями показывать ребенку что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. В возрасте от 3 до 6 лет родители кажутся ребенку всемогущими и всесильными, потому целиком и полностью дети берут пример с них.

Как воспитать совесть в ребенке?

Способов воспитания совести в ребенке бывает невероятное множество: как жестких и категорических, так и более щадящих и даже вседозволенных. Но каким бы не был метод воспитания, строиться он должен в обязательном порядке на абсолютном и безоговорочном доверии к родителям, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить ребенку комфорт, безопасность и самый минимальный достаток. В этом случае ребенок будет понимать, что его родители — люди, которые могут обезопасить его, отвечать за него, а также кормить его, одевать и так далее. Также в процессе воспитания ребенка очень важно придерживаться баланса между словами «Да» и «Нет», а также «Можно» и «Нельзя». Основываться воспитание должно на слове «Да», параллельно подкрепляемым словом «Нет». Например, ребенок хочет поиграть с игрушками, но ему пора покушать. В таком случае не стоит сразу говорить «Нет». Правильнее будет сказать: «Да, ты поиграешь с игрушками, но сначала ты поешь». Такой метод позволит воспитывать в ребенке правильную мотивацию к взаимодействую с окружающим миром, а также выработает авторитет в лице родителей, которые в глазах ребенка будут добрыми и правильными.