Тактика реагирования на критику

Каждый человек знает свои слабые стороны, но мало кому нравится, когда на наши промахи указывают окружающие. Замечания часто делают нетактично, повышая голос. Резкая критика уязвляет самолюбие. Порой возникают мысли, что собеседник намеренно хочет обидеть.

Первые спонтанные реакции – уйти, убежать или обидеть в ответ. Позже вы наверняка начнете ругать себя за несдержанность. Более разумное решение – после замечания взять паузу на несколько секунд. Постарайтесь успокоиться и воспользуйтесь одной из психологических методик.

Варианты обдуманной реакции на критику

1. Взгляд со стороны. Сразу после замечания мысленно спросите: «А как я выгляжу?». Погружение в себя позволяет моментально снизить накал эмоций. Также может прийти осознание, что собеседник критикует не зря: вы действительно что-то забыли, сделали не так, чрезмерно раздражены или разгневаны.

 

2. Разделение критики действий и личности. Все иногда совершают ошибки. У кого-то подгорел обед, кто-то стал виновником аварии. После неприятного инцидента слышатся оскорбления: «бестолковый», «бездарь», «ни на что не годишься». Не спешите принимать все на личный счет. В состоянии нервного возбуждения говорящему бывает сложно подобрать правильные слова. Скорее всего, оратор недоволен конкретной ситуацией, а не вами в целом. Не грубите в ответ. Дождитесь, когда эмоции улягутся, чтобы обсудить произошедшее спокойно.

 

3. Невидимая стена. Вы вложили всю душу в новый проект, подготовку праздника или оформление дома, а вместо похвалы услышали несправедливую критику и даже советы все переделать. Обидно до слез! В таких ситуациях полезно представить, что вас с собеседником разделяет стеклянная стена. Об нее ударяются и отлетают обратно все неприятные фразы. Этот прием позволяет эмоционально отстроиться от собеседника. Настроение имеет свойство передаваться. Если вы спокойны, критикующий человек тоже успокаивается. Иногда он даже может устыдиться сказанного и извиниться.

 

4. Соглашение. Некоторые начальники критикуют подчиненных без повода в силу своего вредного характера, «чтобы не расслаблялись». Открытая конфронтация с начальством плохо сказывается на карьере. Более гибкий подход – в ответ на замечания сказать «я все понял, все учел». Этой фразой вы остановите шквал осуждений и сможете сохранить душевное равновесие.

 

5. Сочувствие. Иногда, критикуя, люди стараются скрыть собственную низкую самооценку, личные проблемы. Знаете, что у собеседника не лучшие времена? Просто посочувствуйте. Сделать это вслух или молча, выбирайте по ситуации.

 

6. Отстаивание границ. Некоторые осуждают чужие безобидные привычки, например, любовь к аккуратности или позднему подъему по выходным. Честно отвечайте, что вы услышали совет, но никому вреда не приносите и продолжите делать так, как удобно.

 

Критика всегда несколько субъективна. Если чувствуете свой промах, прислушайтесь к замечанию. Если осуждают незаслуженно, относитесь к этому с долей юмора. Да, вы болтливы, зато быстро найдете друзей в любой компании.