Влияние семьи на становление личности

Ключевой институт воспитания — семья. Все, что малыши с детства приобретает в семье, они, как правило, сохраняют на всю жизнь. Роль семьи связана с тем, что ребенок в ней находится большую часть детства. То есть не один из институтов воспитания несравним по влиятельности с семьей. Именно она закладывает основы личности. К моменту поступления в школу дети наполовину уже сформированы.

Семья часто выступает в виде позитивного и негативного воспитательного фактора. Позитивное действие на ребенка основано на том, что только самые близкие и родные люди (родители, братья и сестры) относятся к малышу с максимальной любовью и заботой. А остальные социнституты не способны нанести такой вред воспитанию, как семья.

Семья – особый тип коллектива, который играет основную, важнейшую и долговременную воспитательную роль. У тревожных мам вырастают тревожные малыши; честолюбивые родные подавляют детей, что приводит к формированию комплекса неполноценности; а вспыльчивый папа , который часто выходит из себя, формирует такой же характер у чада.

Исходя из особой роли семьи оправдан вопрос: как максимизировать позитивное и минимизировать негативное влияния семьи на детское воспитание? Нужно определить социально-психологические внутрисемейные факторы, что характеризуются воспитательным значением.

Основное в процессе воспитания – достижение душевного единения, связи мам и пап с ребенком. Родителям не стоит пускать воспитательный процесс на самотек, в старшем возрасте, оставлять выросшего малыша наедине.

В кругу семьи ребенок получает жизненный опыт, производит первые наблюдения, учится правильно вести себя в разных ситуациях. Важно всегда подкреплять все примерами, чтобы у ребенка был пример того, что теория сходится с практикой. Когда Ваш малыш постоянно видит, что папа курит, а сам твердит о том, как это плохо, воспитание пойдет насмарку.

Мамы и папы видят в детях свое продолжение, реализацию своих идеалов и принципов.

Конфликтная обстановка между родителями – разные видения процесса воспитания детей.

Основное задание родителей – отыскать решение, убедить друг друга. Если нужно идти на компромисс, то важно удовлетворить все требования сторон. При принятии решения одним родителем, важно помнить о мнении другого.
Следующая задача — малыш не должен видеть противоречий в мнении родителей. Дети «схватывают» сказанное, часто разрывается между родителями, добиваясь моментальной выгоды.

Близкие, принимая то или иное решение, обязаны ставить на первый план не свое мнение, а то, что будет лучше для малыша.

В общении у детей и взрослых работают такие принципы:

  • Эмпатия – умение смотреть на проблемы детей их глазами;
  • Принятие ребенка таким, какой он есть;
  • Конгруэнтность — адекватное отношение ко всему происходящему.